ЗВУКАРЬ - ВРАГ МУЗЫКИ
Вы готовились к концерту с друзьями целых полгода, вышли на сцену – и не срослось… В мониторах – каша, в зале – чудовищный звук. Все себя не слышали, микрофоны вяжутся, гул на сцене. Вы играете, настроение портится, отдачи от зрителей ноль. Знакомо?
Ваша команда записывала песню. Всё записали: сыграли, спели. Всё на кураже, звучит – фирмА!
Осталось только свести. Сводите… И сплошное разочарование. Совсем не то, что вам хотелось.
Кто виноват? Конечно же, он – ЗВУКАРЬ!
Звукарь – не музыкант, он просто технический работник. Ты-то художник, гений, а он принесиподатель микрофонов и крутитель ручек. Он не может тебе ничего советовать, нет такого права, да кто он ваще такой? Сам бы и попел-поиграл, расселся там такой, умник. Мог бы и реверок на вокал накинуть, и компрессора повесить, а он вон – всё захорусил, подлец. И звук ваще не тот, то-ли дело на зарубежных записях или концертах!
На этом я свой добрый ироничный сарказм и завершу. Если ты, дорогой музыкант, это всё прочитал, и у тебя отозвалось болью в сердце – тогда слушай внимательно.
Звукорежиссёры бывают разные, с разным опытом, с разными задачами, вкусовыми предпочтениями. Но у всех у них есть один главный принцип работы – максимально раскрыть потенциал звучания артиста. И всё. То есть, если тебе чего-то не удаётся достигнуть по окончании записи или на концерте – это твоя проблема и только твоя. В 99%тах случаев это так, исключения бывают.
Теперь по пунктам:
Твоей маме может очень нравиться то, как ты поёшь. Твоему педагогу по вокалу тоже. Твоим немногочисленным поклонникам тоже прям очень нравится. Микрофону… ему пофиг, у него нет к тебе никаких симпатий. Это просто железяки, снимающие звук. Что ты туда напел или наиграл – то на самом деле и есть. И звукорежиссёр будет потом с этим работать и именно это ты и услышишь потом на финале записи или на концерте. Звукарь тут не причём. Та же петрушка и с инструментами: если у тебя гитара и комбарь, как у Эрика Клэптона, это не гарантирует тебе звучания Эрика Клэптона и звукорежиссёр не нарулит также, сколько ни проси.
2. Культура звука имеет огромное значение. Это достойно отдельного поста. Здесь же небольшой эпизод: если ты весь концерт «гладил» свой инструмент или шептал в микрофон, а потом резко случилось субито фортиссимо (это если резко громко заиграл или запел, примечание для немузыкантов) – звукорежиссёр мгновенно тебя приберёт. И забудет о тебе до конца концерта, будь уверен. И твоему зрителю тебя будет не слышно. Если это несущая колонна, типа бас-гитара, будет концерт без басов. Если сольный вокал – не слышно будет вокал. Близкие тебе, конечно, укажут на то, что не слышали тебя в зале, но не звукарь виной тому.
3. Если тебя не слышно в принципе – тут две причины: первая — ты недостаточно хорош как исполнитель. Тебе нужен хлёсткий звук бочки – играй по бочке хлёстко. Оттого, что звукорежиссёр сделает шёпот громче, он не станет ором, он по-прежнему останется шёпотом, просто громким. Так и с бочкой. Вторая — дешёвый инструмент на фоне дорогих. Производители дорогих инструментов тратят огромное время на то, чтобы продукт звучал в любой «кассе», производители дешёвых в принципе не парятся.
4. Пункт о мониторах. Разумеется, поговорим о «я себя не слышу». Первое правило: мониторы придумали НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СЛЫШАТЬ ТАМ СЕБЯ. Их придумали для того, чтобы слышать там других участников коллектива, которые находятся от тебя на расстоянии более двух метров для того, чтобы компенсировалась разница скорости звука, иначе, если вы играете не под клик, вы просто будете сажать темп. Или – для инструментов, которые сами не звучат либо звучат тихо: клавиши, например или акустическая гитара. Только когда ты услышал там соседа (чуть-чуть, чтобы просто понимать общую точку), тогда можешь попросить добавить в мониторы себя. Если ты звучишь чрезмерно тихо, а твой сигнал снимается микрофоном, знай: когда тебя добавляют в мониторы, вместе с тобой туда добавляется ВСЁ. Да, всё, что звучит на сцене, в первую очередь барабаны. Поэтому: посторонние инструменты тоже добавятся к тебе в монитор, а также в портал. И игра «я себя не слышу» приведёт к ситуации «всё свистит». Не спеши обвинять звукорежиссёра, это твоя проблема. Смешно, но бывает, что целый хор жалуется на то, что не слышит себя в мониторы. Помни, чем на сцене будет тише, тем звук будет качественней. Умение круто звучать на площадке с минимальным мониторингом сделает тебя нереальным профессионалом.
Тут ещё абзац небольшой. Нередко на саундчеке возникает ситуация, когда тебе что-то не нравится, и ты просишь звукорежиссёра что-то добавить по громкостям или частотам и через минуту — всё как ты просил! Знай трюк: он скорее всего цинично ничего не менял на пульте, просто твой слух приспособился к предлагаемым обстоятельствам.
5. Работа в студии: на записи должен быть продюсер. Все профессионалы это знают. Запись без продюсера – деньги на ветер и куча разочарований. Он нужен даже опытным музыкантам. В противном случае получится ну… «Мы сами делали». Удивительно, но таким самопалом грешат и известные опытные музыканты, альбомы у них по звучанию всегда уступают продюсированым. Если же нет, не удивляйся, если саунд не соответствует твоим ожиданиям. Тут возможна пост-редакция и она стоит денег. Но чаще — не стоит того.
6. Если ты возжелаешь звучать как твой кумир, есть решение: просто позвони ему самому, договорись и он за тебя сыграет или споёт. Ты никогда не будешь звучать как твой кумир. Только как ты! Поэтому не надо обижаться на звукорежиссёра, что вместо Эда Ширана получился унылый герой грушинского бард-феста. Тут я сразу поясню, что настоящие профи бардовского жанра, навроде Никитина, Дольского, Иващенко или Розембаума - прекрасно и поют, и владеют инструментом, причём одновременно вживую, это речь о других героях. В неполучении желаемого эталона вини только себя, а лучше - учись звучать как ты сам.
Вновь вернёмся к уже сказанной мной фразе: задача каждого звукорежиссёра - максимально раскрыть потенциал звучания артиста! Важная и часто недооценённая тяжёлая работа.
И когда он с полной отдачей окунётся в мир твоей музыки, твой потенциал непременно раскроется.
А именно: отсутствие профессионализма в исполнительском мастерстве, в сонграйтерстве, безграмотные аранжировки, неумение хорошо звучать на сцене и отсутствие должных навыков в работе с мониторами. В этом звукорежиссёру помогает абсолютно беспристрастная аппаратура, которая, возможно, настолько качественная, что особенно ярко и феерично раскрывает твой потенциал перед слушателем.
Если звукарь — говно, то помни народную мудрость: кто как обзывается, тот… .
Спасибо!